149: Two Russians and the Order of Ordering: культ доставки в России

Easy Russian Podcast

www.easyrussian.fm

Шлём вам свой горячий привет, друзья! И предлагаем полную неожиданных поворотов историю того, как Россия превратилась в страну всевозможных доставок, избаловав россиян, а теперь на наших глазах лишается этого привычного великолепия. Огромный бонус для платных подписчиков прилагается. Получайте скорее нашу аудио посылку!

Interactive Transcript and Vocab Helper

Subscribe using your private RSS feed to see the transcript and vocabulary helper right in your podcast app while you listen.

Show Notes

Рынок с электроникой, кадры 1997 года
Кадры рынка "Горбушка" с пиратской музыкой и фильмами, снято в 1997 году
А вот Митинский радиорынок в 2016, вся та же техника под дождём (ничего не изменилось с 1990-ых годов)
Как работают обожаемые россиянами пункты выдачи товаров на примере "Вайлдберрис" - небольшое документальное кино
Подборка смешных отзывов от покупателей в качестве примера этого всенародного явления
Пример обширной географии пунктов выдачи заказов

Transcript

Intro

0:06 Никита:
Всем привет!
0:07 Света:
Привет! Никита), а я Света.
0:11 Никита:
Вы слушаете подкаст Easy Russian - для тех, кто учит русский язык.
0:17 Никита:
Сегодня у нас большой разговорный выпуск на тему, которой мы коснулись в нашем прошлом Super Easy выпуске для начинающих. Если вы его ещё не слушали, пожалуйста, переслушайте. Он довольно забавный. Мы говорим о развитой и необычайно дорогой нашим сердцам культуре доставок в России.

Россия - страна доставок

0:43 Никита:
Я предлагаю сегодня коснуться по категориям, например, электроника, одежда, продукты. Что бы ты ещё добавила к этим категориям, где доставки особенно популярны в России?

Электроника, одежда, продукты, лекарства

0:55 Света:
Лекарства есть ещё.
0:57 Никита:
Лекарства. Я предлагаю начать с электроники, с того, что ближе всего моему сердцу,
1:02 Никита:
и расскажу, как на моей памяти эволюционировала культура потребления разной электроники в России. В детстве, насколько я это помню из совсем прямо воспоминаний маленького ребёнка, мы ездили с дедушкой в несколько магазинов радиотоваров. Мой дедушка увлекался радиолюбительством. И за разными деталями для радиоприёмника мы ездили в два, если я не ошибаюсь, специализированных магазина. Рядом с этим магазином обязательно находились люди буквально, как в кино, в плащах. (Круто!) Которые подзывали в сторону тех покупателей, которые не нашли в магазине необходимые детали, а это времена советского дефицита, такое случалось часто,

Как причудливо менялась торговля электроникой от СССР до наших дней в России

1:57 Никита:
куда-нибудь за угол в подворотню, где, значит, предлагали купить редкие дефицитные, как правило, бывшие в употреблении детали, что порицалось и даже наказывалось, потому что такая перепродажа и "перепокупка" этих деталей была запрещена. Чуть позже наступили девяностые [1990-ые], время свободной торговли, и тогда сначала очень популярными стали так называемые радиорынки. Они сохранили это название, хотя к этому моменту торговали уже всей возможной электроникой. Это не только радиодетали. Это и новая техника бытовая, вроде телевизоров, стиральных машин, первых компьютеров, многого-многого другого, и деталей к ним. Тем не менее знаменитый Митинский радиорынок или рынок "Горбушка", который, кстати, заодно ещё торговал контрафактной музыкой, пластинками, а потом чуть позже CD-дисками, ну и кассетами, конечно же. И все ездили на эти рынки. Огромное столпотворение людей, лотки, лежат все эти детали, платы, я помню, мы ездили как-то раз, мне кажется, это была весна или осень, дождь ещё шёл, каким-то полиэтиленом были накрыты эти детали, и всё равно все это выглядело ужасно ненадёжно. Ну то есть вот прямо мне казалось, все эти детали портятся, ржавеют, я не знаю, там, отсыревают.
3:18 Никита:
Но, тем не менее, народ там что-то высматривал, покупал, выглядело всё это очень ужасно, ненадёжно, фальшиво, неправильно. После чего наступил бум компьютерных фирм, и стала продаваться электроника во всех возможных маленьких фирмочках, которые были расположены по всей Москве и по пригороду, особенно в разных промзонах. Это тоже было довольно забавное впечатление. Я помню, мы с дедушкой поехали покупать для меня первую компьютерную мышку. Мы приехали в какую-то дикую промзону. Ну, казалось, что вот прямо сейчас на нас рухнет какой-нибудь башенный кран или выбитое стекло, то есть это всё выглядело очень заброшенно, потрёпанно. Ты поднимаешься долго там на какой-нибудь шестой этаж заводского практически здания, долго идёшь какими-то коридорами, стучишь в какую-то хлипкую дверь, открываешь, а там, бац, действительно, кассовый аппарат, человек за компьютером, полки с товарами. Всё вроде более-менее.
4:13 Света:
Сейчас такое тоже есть, даже много.
4:15 Никита:
Я как раз сейчас всё расскажу. Потом наступила эра крупных магазинов бытовой техники. Тогда появились магазины, по-моему, "МВидео", "Эльдорадо". В России появился филиал магазина "Медиамаркт", если не ошибаюсь, немецкого. Какие-то ещё другие. И стало, конечно, для людей это большой радостью, возможность покупать технику не вот в таких там полуподвальных или странных помещениях в промзонах, а в больших, светлых, красивых павильонах. Спустя ещё какое-то время настала эра интернет-магазинов. Напомню, что вот те самые, которые предшествовали "Эльдорадо" и всем остальным, в основном рекламировали свою продукцию в газетах. Так я, собственно, и нашёл объявление фирмы, где была эта мышка. Просто позвонил туда, обзвонил несколько таких магазинов и нашёл, собственно, где эта мышь дешевле. Когда повсеместно в России стал распространён интернет, наступила эра интернет-магазинов. Понятно, я думаю, всем нашим слушателям, в чём выгода интернет-магазинов. Ты экономишь на красивых торговых площадях, ты можешь быть очень крупным интернет-магазином с огромными складами, но при этом ты можешь содержать маленький офис и привозить товары по мере заказа. Экономишь, соответственно, ты можешь снижать цены.
5:36 Никита:
И это как бы перерождение смеси радиорынка с тем множеством маленьких магазинов породило в России на рынке электроники огромное изобилие, огромную конкуренцию и очень низкие цены. Соревноваться начали не только в ценах, не только в ассортименте, в том, сколь много всего разного предлагает любой конкретный интернет-магазин, но и соревноваться даже стали в скорости доставки. В конце концов мы пришли к тому, что в России появились интернет-маркетплейсы, какие-то со своими собственными складами, какие-то как агрегаторы, объединяющие в одном поиске, как, например, "Яндекс.Маркет", множество вот таких вот разной крупности интернет-магазинов в одну среду, в которой пользователь не только находил конкретный продукт, товар, деталь, не только выбирал самое лучшее предложение по цене, но ещё и самое быстрое по доставке. То есть это стало тоже областью конкуренции. И это привело к тому, что после 12-15 лет активного процветания интернет-рынок доставки, по крайней мере в Москве, я буду в первую очередь говорить о своём родном городе, в конце концов товары стали доставляться практически день в день. Ну, в худшем случае, на следующий день. И это то...
7:01 Никита:
К чему я очень привык и по чему я очень скучаю. Вот такая историческая справка от меня. Когда мы переехали в Латвию, я тряхнул стариной в этом смысле, потому что в Латвии та же самая электроника, которой я интересуюсь больше всего, доставляется обычно в течение недели в среднем. Если это что-то редкое, это может ехать две или три недели. Иногда везёт и удаётся найти что-нибудь буквально в наличии, то есть можно приехать, например, в магазин ногами, даже день в день такое случалось. И у меня случилось дежавю. Я приехал в промзону, тоже шёл через какой-то КПП. Охранник выписал мне бумажный пропуск. Я снова поднимался там на какой-то третий или четвёртый этаж по лязгающей лестнице, шёл по длинному полутёмному коридору, стучался в фанерную дверь и опять обнаруживал там вот тот самый магазин 30-летней давности из моего детства. Это было даже очень мило. Вот такие мои впечатления.
7:56 Света:
Я вообще-то и в Москве видела такие магазинчики в промзонах, где точно так же продавалась всякая техника. То есть ровно то же самое было.
8:08 Никита:
Это нам вернули как раз интернет-магазины, да, совершенно верно. И эти интернет-магазины во многом стали укрупняться, обзаводиться более нарядными торговыми зонами, всё-таки заботиться о вывесках, о лестницах, чтобы всё это выглядело более приглядно. Но так всегда бывает, когда большая конкуренция, ты, например, исчерпываешь эту область конкуренции, вроде цен или скорости доставки, начинаешь конкурировать в смысле чистоты торгового зала или его нарядности. Ну, так, например, произошло с фирмой DNS, если я ничего не путаю, она тоже начинала с подвальных помещений, а закончила вполне себе красивыми торговыми залами. Ну, если кому интересно, это один из крупнейших таких продавцов электроники в России.

Доставка в регионах России

8:52 Света:
Вообще, надо сказать, что в общем и целом люди в России очень любят заказывать что-то именно доставкой. И, соответственно, эта ниша очень хорошо развита. И заказывать ты можешь что угодно. Что угодно, причём на одном и том же сайте, от электроники или каких-то конфет, ну, не портящихся продуктов, до одежды, обуви, какие-то провода, наушники, переходники, вот просто...
9:27 Никита:
Косметика, игрушки.
9:29 Света:
Да, косметика, игрушки, просто всё, что угодно, корм для собаки, корм для кота, лакомство, ну, просто вот всё. Ты заходишь на сайт или в приложение этой доставки и выбираешь, причём выбор реально очень большой, не так, что ты зашёл, а там, ну, немножко того, немножко этого, а там прям много. И в этом смысле, конечно, моё знакомство с доставкой первое было, когда я ещё училась в школе, и это была одежда, которую мы с мамой попробовали заказать с "Алиэкспресс". Сейчас всё намного лучше, но в то время эта доставка с "Алиэкспресс" шла просто супердолго. Она могла не прийти. Она могла прийти через неделю, а могла прийти через полгода, реально. Не говоря уже о том, что могло прийти что-то, что вообще не соответствует твоему заказу ни на секунду. В общем, бывало по-разному, но люди всё равно заказывали, потому что было очень дёшево, намного дешевле, чем в магазинах в России. Мой первый опыт, в общем, был с одеждой, и это был "Алиэкспресс". Потом уже я познакомилась с сервисом Wildberries и Ozon, Ну и они начали работать позже.
10:54 Никита:
Ты уверена? Мне кажется, наоборот. Потому что у меня ощущение, что "Алиэкспресс" как раз пришёл и очень крутого пинка дал. И "Озону", и "Вайлдберрис", потому что он резко стал с ними конкурировать по ценам. Надо просто посмотреть, когда в России появился "Озон", например. Девяносто восьмой [1998] год. Интернет-магазин, который начинал с продажи книг и видеокассет.
11:17 Света:
Да, надо же, действительно.
11:19 Никита:
Пионер российской торговли.
11:20 Света:
Ну, тем не менее, первый заказ, который я сделала в своей жизни, был на "Алиэкспресс". Мы сделали его с мамой. А "Вайлдберрис" и "Озоном" мы начали пользоваться сильно позже. И это было просто фантастически удобно. Я жила не в Москве, я жила в небольшом городе. И, конечно, день в день у нас не приходила никакая доставка, ничего вообще, ни "Вайлдберрис", ни "Озон", ни что-то ещё. Но это всё равно была магия, потому что оно могло прийти на следующий день или через два-три дня. Это всё равно было дико быстро. И особенная фишка, например, Wildberries заключается в том, что ты буквально, как в нашем диалоге Super Easy, мог заказать очень много всего, там, не знаю, пальто в двух размерах, какие-нибудь сапоги в трёх размерах на случай, если не подойдут. Тебе приезжает этот ворох из ста, я не знаю, позиций. Ты это всё забираешь в пункте выдачи, идёшь там же в примерочную.
12:32 Света:
Копошишься там ну столько, сколько тебе приходится, разбирая все эти вещи. Тебе из всего этого буквально могут подойти одни перчатки, а всё остальное ты такой сдаёшь обратно и уходишь, заплатив только за перчатки. То есть не нужна была предоплата, ты не оплачивал доставку. Всё это бесплатно. Просто не ты едешь в магазин, а магазин едет к тебе, причём только с теми вещами, которые тебе там по фотографии, по описанию понравились. И это очень круто, и этим пользуется, ну, наверное, большинство россиян. Потому что это сильно упрощает логистику, это доступность, Потому что, ну, наверное, почти в каждом городе плюс-минус крупном, даже, наверное, в посёлке городского типа в каком-нибудь есть пункт выдачи вот... какой-нибудь такой "Озон", "Вайлдберрис" или что-то такое. Плюс ты экономишь и время. Тебе не надо ехать в магазин, выбирать, искать, ходить, а потом ехать обратно. Это всё едет к тебе, ты всё это забираешь, и всё, ты счастлив. Ты никуда не ездил после работы, ты там спустился в соседний дом, забрал и вернулся к себе домой. Идеально. Ну и плюс это дало классный буст в смысле рабочих мест. Начало появляться очень много этих всяких пунктов выдачи. Работа курьера стала востребованной.
14:01 Никита:
И высокооплачиваемой. Ну, по крайней мере, если сравнивать с тем, как было до воцарения вот этого изобилия интернет-магазинов.
14:08 Света:
То есть, соответственно, это буст экономики, это буст для производителей одежды, потому что это маркетинг дополнительный, они могут расширяться, они могут коллаборироваться, ещё что-то, плюс большее количество людей, очевидно, может купить их товар, потому что какой-нибудь магазинчик, который есть, например, только в Калуге, но человек из Москвы на Wildberries нашёл эту вещь и заказал. Он не попал бы никогда в жизни, скорее всего, в этот магазинчик в Калуге. Соответственно, это очень крутая история про развитие бизнеса, про рабочие места, про какую-то классную конкуренцию, которая в кои-то веки сыграла на руку людям. То есть это всё стало дико удобно для обычных людей. Правда, теперь это приводит к тому, что государственные или окологосударственные большие компании, например, банки, начинают конкурировать и бороться с этими маркетплейсами, потому что маркетплейсы, например, сделали себе свои платёжные, как... система-не система, а там такой онлайн-банкинг.
15:10 Никита:
Внутреннюю валюту какую-то практически.
15:12 Света:
Не прямо с твоей банковской карты списываются деньги, а ты их кладёшь на этот внутренний кошелёк маркетплейса, и из-за этого банки несут потери.
15:22 Никита:
Собственно, вот эти онлайн-магазины стимулируют это тем, что предлагают дополнительные скидки, если ты платишь вот этой внутренней условной валютой.Это те же рубли. Но как бы, если ты платишь картой "Озон" или картой Wildberries, то ты получаешь дополнительную скидку. Тебе это просто выгодно. А пользователю-то всё равно, ну, допустим, на одну операцию, может быть, больше ему требуется - пополнить этот виртуальный счёт в магазине. Зато он сэкономил иногда даже существенные суммы. Я хотел сказать, что я не пользовался таким образом ни Wildberries, ни "Озон", как рассказала Света. Я никогда в жизни не заказывал ворох одежды. Нет, вру один единственный раз, давным-давно я воспользовался ещё одним магазином популярным, тогда не знаю, жив ли он вообще сейчас, он назывался «Ла Мода». Я себе заказал три пары ботинок, ко мне прямо на дом приехал курьер, он сказал, что у меня есть, по-моему, пятнадцать минут, если не ошибаюсь.
16:11 Света:
Да, чтобы всё померить и решить.
16:13 Никита:
И я мерил, и я купил две пары из трёх, и мне было страшно неловко их возвращать, но это я и моя щепетильность такая нездоровая. То, что я купил не все три пары, меня очень-очень смущало, но я купил две. И это тоже было нормально с этим магазином. Можно было не купить ничего. Это ещё и на дом к тебе приехало. Но, честно говоря, для меня это было чрезмерным вторжением. Вот я скорее бы выбрал бы сходить в пункт выдачи или как это назвать?
16:38 Света:
В пункт выдачи.
16:39 Никита:
В пункт выдачи. Но меня всегда как-то это смущало.

Как по доставке определить настояшего мужчину?

16:43 Никита:
Есть замечательный мем, ну, по крайней мере, нескольколетней давности, типа, "Девочки, как понять, что он тот самый? Это если он оплатил корзину на Wildberries, "Озоне" или "Золотое яблоко"", такой магазин косметики и парфюмерии. И мне было непонятно, что значит "оплатить корзину". А потом Света мне объяснила, оказывается, что именно благодаря тому, что делая заказ, ты наперёд ничего не платишь, люди привыкли не вести какой-то там список понравившихся, не складывать куда-то ссылки на понравившиеся продукты, а просто всё, что только вообще ни заинтересовало, бросать в корзину. И я даже попросил Свету показать, какая у тебя корзина, там что-то... Я забыл, сколько там было у тебя денег. Какая-то была впечатляющая сумма.
17:29 Света:
Мне кажется, в переводе на евро - 5000 евро.
17:31 Никита:
Пять тысяч евро. Корзина в интернет-магазине, которая вовсе не подразумевает, что Свете, ну или другому активному пользователю такого интернет-магазина, реально нужны все эти вещи, и даже они все нравятся. Это просто то, что человек откладывает, чтобы рассмотреть на потом, а может вообще забыть даже, что он туда это положил.
17:51 Никита:
И вот "Как понять девочке, что он тот самый?", говорилось в меме, "Если он оплатил тебе всю корзину", то есть, например, на 5 тысяч евро. Вот очень впечатляющая история. Я никогда так не делал. Я всегда занимался очень тщательным ресёрчем, выбирал что-нибудь одно или два предмета, и только их и заказывал. И в подавляющем большинстве случаев я их покупал, потому что я совершал ресёрч заранее. Но тут надо ещё отметить, что я думаю, что мы, конечно, не то чтобы удивим наших иностранных слушателей, потому что у них есть, в конце концов, Amazon, eBay и ещё наверняка какие-то другие платформы.
18:29 Никита:
Но для россиян это было очень круто и необычно, потому что люди активно пользовались отзывами на этих магазинах. Это вошло в привычку, стало хорошим тоном, потому что люди, заказывая, получая этот товар, снимали фотографии, видео, писали развёрнутые отзывы о качестве товара, о том, чем они довольны, недовольны, совпали ожидания, не совпали, сломалось, сработало, так или сяк. И это оказалось дико удобно, и в этом участвовало огромное количество народа, что повышало как бы релевантность информации, которую ты получаешь.

Как россияне открыли для себя отзывы и сплотились

19:07 Света:
Я бы не сказала, что это правило хорошего тона. На самом деле маркетплейсы дают какие-то баллы или немного платят за комментарии, да.
19:16 Никита:
Вот я ничего не знаю, как выясняется, о маркетплейсах. Я наивный человек. Как бы то ни было, это действительно удобно, потому что мало ли что напишет и как сфотографирует продавец. Куда ценнее живые отзывы.
19:29 Света:
Да, это правда. Нет, ну, естественно, не все отзывы проплачены. Ты можешь оставить честный отзыв, но просто за сам факт наличия комментария, что ты его оставил, есть такое, что люди зарабатывают небольшую денежку. Ну, а что, и нам хорошо, и людям, которые отзыв оставили не совсем уж просто так время потратили.
19:50 Никита:
Захотелось мне проверить. Я вспомнил ещё одну предтечу таких маркетплейсов в отдельной категории, которая мне очень нравится. Сейчас я хочу быстро загуглить, когда он появился. Да, 2006 год. Вот. Я просто помню, что сам об этом узнал именно через сайт "Ярмарка мастеров". Которым я, кстати, недавно воспользовался, спустя много лет перерыва. Это отдельный маркетплейс для, как правило, хендмейд-продукции. То есть там не принято продавать масс-маркет или перепродавать. То есть от конкретных мастеров, как правило, из России. Там, конечно, были и из Беларуси, Казахстана и других соседних стран. И иногда даже из каких-то экзотических стран. Но это было русскоязычное интернет-сообщество продавцов хендмейд-товаров. И мне оно очень нравилось, я им пользовался вот где-то в середине двухтысячных и воспользовался им совсем недавно этим сайтом в декабре прошлого года, где заказал своей маме (плед ручной работы). Плед ручной работы, спасибо большое.

Волшебная история о роботе-собачке

20:55 Никита:
Я, в принципе, освежил свои воспоминания о прелестях и скорости доставок в России, когда покупал подарки на Новый год. У меня была смешная история, может быть, она пойдёт в бонус.
21:06 Никита:
Как я заказал своей дочери робота-собачку. И заказывал уже в неудобный период. Оставалось до Нового года, наверное, дней девять, мне кажется. А это уже такой период, когда все всё заказывают, доставки перегружены, курьеры перегружены, вся логистика перегружена. Подарок пришёл ей за два или за три дня в другой город. То есть из одного города в России в другой. Я был страшно этим доволен, пока не выяснилось, что магазин ошибся и доставил ей не ту игрушку, которую я заказывал. Это была катастрофа, потому что к этому времени до Нового года оставалось, по-моему, три или четыре дня. Пока я сообразил, пока я дёрнулся... Спасибо Свете, кстати, она оказала мне неоценимую помощь в поиске. И удалось найти магазин в Москве, в котором эта игрушка была в наличии. Заказать её в пятницу поздним вечером, после чего со мной в почте связался представитель магазина и сказал, что если я поспешу и оплачу до утра, они готовы отправить подарок в субботу, что вот, например, здесь абсолютно немыслимо. Мало того, что они отправили его в субботу и всё успели, он дошёл за два дня и успел аккурат просто за день до наступления Нового года - вовремя пришла игрушка та, которая нужна.
22:22 Никита:
Ещё я заказал подарки для своей сестры и для своей мамы, и всё это тоже приехало буквально за два дня. И сидел я в некотором шоке, как, оказывается, быстро всё может работать. Но всё совершенно верно описала Света. Всё дело в колоссальной конкуренции, колоссальной востребованности. И именно это привело к тому, что всё работает так быстро.

Почему в России так популярна доставка?

22:51 Света:
Почему вообще люди в России так любят доставки? Потому что это быстро, потому что расстояния очень большие, страна большая, и ты не доедешь сам, потому что у тебя там работа, я не знаю, ребёнка в сад везти или в университет ехать, ещё что-то по дому надо сделать, и тебе просто проще, даже если это доставка платная, заказать. Расстояния огромные, дороги плохие, все вечно в пробках, и люди просто не в состоянии ездить куда-либо часто и покупать. Соответственно, покупательская способность, такая логистическая, снижается.
23:31 Света:
Какой эффект, как ты думаешь, это на людей оказывает?

И как это меняет жизнь?

23:33 Никита:
Ну, я думаю, что твой упрёк про исторические полотна совершенно справедлив, потому что я всё пытаюсь как бы свои рассказы засунуть, а я-то нерелевантный, опять же, представитель потребителей доставок, потому что я человек, который предпочитал даже сквозь пробки самому переться и всё выбирать, о чём бы речь ни шла. Но вокруг меня была куча моих знакомых, друзей, приятелей, коллег по работе, которые заказывали всё на свете, включая продукты, например, что для меня полная экзотика. Я понимаю, что сейчас я говорю, и кто-то, может быть, это слушает и думает, "Ну дурак какой-то, какая же тут экзотика", да? Но для меня это абсолютно экзотика, потому что за продуктами-то я уж точно всегда ходил ногами или ездил на машине. Раз в неделю или раз в две недели я ехал на машине в какой-то гигантский магазин продуктов, типа "Ашана", и закупался тем, что долго лежит наперёд. В ежедневной жизни я предпочитал ходить в какие-то магазины сетевые неподалёку от дома, закупая что-то, что портится быстро, поэтому там раз в два дня я, допустим, ходил в магазин ногами. Но я знаю, что есть люди, которые там годами не ходили в магазины, всегда заказывая продукты с доставкой на дом. Как это меняет жизнь? Ну, думаю, что это очень здорово экономит время и силы.
24:45 Света:
(Конечно).
24:45 Никита:
Я думаю, что это абсолютное спасение, я не знаю, для матерей-одиночек с маленькими детьми, например, у которых, допустим, есть удалённая работа, что тоже современные технологии нам дарят. Они могут просто дико экономить силы и время, потому что тебе всё привезли.
25:01 Света:
Ну, кстати, про продукты. Я тоже сама всегда ходила в магазин. Был один магазин, в котором я заказывала доставку, но я просто очень хорошо знала ассортимент. И я точно знала, что там всё свежее, вкусное и так далее. Что касается каких-то плюс-минус обычных супермаркетов, я ходила туда сама, потому что я хотела сама посмотреть на эти бананы. Потому что не каждый фрукт мне подходит, этот не того цвета, этот битый какой-то, а это что такое?
25:29 Света:
Но, что касается продуктов, вот что для меня экзотика, это в Москве и, наверное, во многих других регионах, я просто не знаю, есть не просто доставка продуктов, а ты оплачиваешь себе кейтеринг на неделю. Тебе привозят много контейнеров с разной едой, которая хранится в холодильнике или в морозилке, часть в холодильнике, часть в морозилке, и там буквально всё расписано. Этот контейнер это завтрак сегодняшнего дня. Это обед, а это ужин. А потом следующий день. И так у тебя всю неделю есть уже готовая еда, тебе надо только разогреть.

Примеры экзотической (для нас) доставки в России

26:07 Никита:
То есть какая-то еда может храниться неделю, условно говоря, в холодильнике?
26:10 Света:
Ну, я так понимаю, что да, ну либо в морозилке, потому что многие мои знакомые заказывали именно на неделю такой бокс. И это дико круто, особенно если ты работаешь или учишься, или просто у тебя куча дел, и ты не успеваешь готовить, а там прям здоровое питание, то есть нет такого, сегодня на ужин у тебя еда из "Макдональдса"". Нет, там прям здоровое питание, всё натуральное, всё прям приготовленное, и сырнички, и кашка, и какой-нибудь творожочек, и мясо, и рыба, всё суперсбалансированное, там овощи, и это дико круто. Я никогда этим не пользовалась. Но у меня есть мечта, что я когда-нибудь буду этим пользоваться. Уж не знаю, в каких странах ещё это есть, а в каких нет. Может быть, вот для кого-то из наших слушателей это будет отличная бизнес-идея. Потому что просто в России, по крайней мере для меня, это было дороговато. Это стоило дороже, чем просто заказать доставку еды. Потому что, понятно, это просто ресторан на колёсах на неделю к тебе заезжает со всем готовым. Это дико круто. Но вот многие мои знакомые этим пользовались, были очень довольны, а я вот слюньки складывала в кулачок.
27:23 Никита:
Я думаю, что тут надо просто нам самим себе напомнить, что у нас очень разнообразная аудитория. Например, у нас есть солидная часть наших слушателей из Америки, и насколько я это себя представляю, в Америке очень круто развиты доставки, ими пользуются очень много. С другой стороны, мы находимся в Латвии, где, очевидно, видим, что пользуются доставками меньше, они меньше развиты. С третьей стороны, наверное, в какой-нибудь Германии может выясниться, что очень развиты доставки. А в какой-нибудь Португалии, наоборот, нет. Это ещё может зависеть, я не знаю, от климата, от плотности населения, от качества дорог, от многого-многого другого. То, что меня поразило, например, экзотическая доставка - это доставка зимних или летних шин для автомобилей к твоему автомобилю вместе с передвижным шиномонтажем.
28:08 Света:
Круто!
28:08 Никита:
Вот это вот меня совершенно точно поразило. Приедут, не просто приедут, к тебе приедут на фургончике, покажут несколько, всё как на "Вайлдберрис", конечно, не залезет сто комплектов раз, но, не знаю, четыре, комплекта разной резины, вы там вместе посмотрите, потыкаете пальцем, и ты выберешь подороже, подешевле, не знаю, китайская, финская, японская резина. И, как вы решите, какую вы выбрали, человек тебе здесь же на машину эти колеса прикрутит, отбалансирует, значит, и всё будет замечательно.
28:40 Света:
(Это потрясающе). Это суперудобно.
28:41 Никита:
Или, помню, доставка бензина. Из-за того, что в Москве колоссальные пробки, ну, правда, мы уже об этом рассказывали, можно встать в пробку, не знаю, на четыре часа на полном серьёзе, практически не двигаясь с места. Да, случаются случаи, когда машина, что называется, "высыхает". Такое вот выражение народное. То есть в машине закончился бензин или дизель, неважно, топливо. И к тебе приедет передвижная заправка. Это будет стоить дороже, чем заправиться на обычной. Но тебе не надо толкать машину до заправки.
29:11 Света:
Но она приедет довольно быстро.
29:12 Никита:
Она приедет довольно быстро.
29:13 Света:
В Европе тоже такое есть, но я слышала, что ты долго будешь ждать.
29:16 Никита:
Здесь, на самом деле, это даже входит вроде как в автомобильную страховку. Я ни разу не пользовался. Я, знаете, по старинке очень боюсь высохнуть, поэтому стараюсь этого не допускать. Тем не менее, к тебе приедет машина, которая тебя заправит, и спасёт тебя из этой неловкой со всех сторон ситуации. Мне тоже очень нравится эта история про доставку.
29:34 Света:
Из экзотики ещё я вспомнила, что на "Озоне", например, это такой маркетплейс, напомню, есть доставка экспресс. И она круглосуточная.
29:45 Никита:
Господи.
29:45 Света:
Я была однажды в гостях у моей подруги, и мы вдруг поняли, что мы очень хотим торт, "Птичье молоко". Время час ночи. Мы сейчас просто погибнем, как хотим торт. Мы начинаем искать, где его могут нам доставить. Круглосуточных магазинов было много, и доставка работает тоже круглосуточно в некоторых из них. То есть это не было чем-то фантастическим. Но мы захотели именно конкретный торт, который продаётся только в одном единственном магазине, который закрыт. И что ты думаешь? Мы нашли его на "Озоне", этот торт, и заказали. Он стоил в два раза дороже, чем если бы мы пошли ногами утром и купили его в магазине.
30:33 Никита:
В рабочие часы.
30:34 Света:
Но он был у нас через полчаса. (Потрясающе). Приехал курьер просто к двери, отдал нам торт, мы закрыли дверь, пребывая в полном шоке, как это вообще возможно, как такое чудо могло с нами случиться, хоть и втридорога, и мы тут же радостно, значит, стали есть этот торт, и до сих пор я абсолютно поражена.
30:55 Никита:
Я просто хотел рассказать о ещё одном кейсе экзотической доставки. Вроде как с 2010 года в России ввели ограничения по времени на продажу алкоголя. Для некоторых из наших слушателей это абсолютная дикость, а для некоторых нет, у них существуют такие же законы. Так, например, в Москве алкоголь продаётся до 11 вечера. В некоторых регионах до 10, в некоторых даже до 8. А ещё за один регион, если не ошибаюсь, за Вологодскую область, прямо сейчас идёт битва, потому что местные власти хотят вовсе ограничить продажу алкоголя днями даже. Типа там два дня в неделю будет алкоголь продаваться, а все остальные дни - нет. В Москве, естественно, развитый рынок доставок немедленно отреагировал, и появились ночные доставки алкоголя. Это незаконно, но тем не менее в Москве куча служб, когда ты вот в час ночи можешь захотеть, я не знаю, именно вот это вино или вот этот ром, и тебе его привезут. Да, это тоже будет стоить раза в два, может быть, даже в три дороже, чем это стоило бы в магазине, но это приедет к тебе домой тоже в течение, наверное, получаса. Пару раз в жизни, признаюсь, мы такой услугой с моими друзьями пользовались, когда у нас прямо в разгаре вечеринки внезапно заканчивался алкоголь.
32:08 Света:
Вот, кстати, доставку алкоголя я никогда не заказывала. Ещё для меня долгое время и до сих пор абсолютным чудом остаётся, как быстро разная служба поддержки отвечает на твой запрос. Я, например, хотела заказать из другой страны, не буду называть, чтобы никого не обижать, из другой европейской страны в Латвию набор. И я не понимала, смогу ли я это сделать, доставляет ли этот магазин из этой страны в Латвию? Я написала туда, мне ответили... через месяц.
32:44 Никита:
Месяц.
32:45 Света:
Но я уже решила свою проблему по-другому. В этом смысле российские сервисы, они, конечно, хороши тем, что тебе отвечают мгновенно. Но я вот сказала, что я никогда не пользовалась доставкой алкоголя, но я пользовалась доставкой лекарств. Выглядит это следующим образом. Не на дом, но ты можешь зайти на сайт-агрегатор, где лекарства разные представлены. Ты можешь их все собрать в корзину и нажать кнопочку "выбрать аптеку", в которую тебе удобно будет, чтобы эти лекарства доставили. Они приедут туда через день или два, и ты просто идёшь в аптеку, показываешь QR-код или номер заказа называешь, и тебе просто выдают вот этот твой кулёк с лекарствами. То есть тебе не нужно ходить по 15 аптекам, выискивая и собирая по разным аптекам разные лекарства, потому что в одной аптеке этого не будет, в другой того, а в этой нет нужного количества чего-либо. А так ты просто нажал кнопку, всё собрал и пришёл в аптеку, забрал этот свой "мешок Деда Мороза" с лекарствами. Настолько удобно, что даже неловко.
33:57 Никита:
Ну, ещё там же, соответственно, и действовала конкуренция по ценам. В Москве, в России вообще много, наверное, мне кажется, десятка три суперкрупных аптечных сетей и ещё тысячи и тысячи маленьких аптек. Вот такие сайты-агрегаторы собирают предложения из всех вообще аптек, до которых могут дотянуться, и очень часто это означает очень существенную экономию в ценах на лекарства. Я особенно это заметил, когда мой папа тяжело болел, и у него были многие лекарства очень дорогие. Ну, прямо 150-200 евро за упаковку. И тогда разница в ценах в разных аптеках в разы различалась. То есть можно было очень существенно сэкономить. Плюс ещё коснусь забавной детали, которая в тему аптек, но, может быть, не совсем в тему этих интернет-магазинов, это то, что, конечно, в России существенно менее сурово относится к рецептурным лекарствам. То есть сурово относится к тому, что внесено в особый список средств, которые считаются наркотическими. За это уголовная ответственность, там не пошутишь. И иногда случаются сюрпризы, когда какое-то невинное совершенно, на первый взгляд, лекарство оказывается именно из такого списка. Ты думаешь, "Господи, правда, а что там наркотического?"
35:13 Света:
Это антигистаминное какое-нибудь. (Да, что-нибудь такое).
35:16 Никита:
Но в целом, если сравнивать с той же Латвией, ну, просто 90% того, что здесь отпускается только и очень строго по рецепту, в России продаётся без рецепта. Иногда забавно, типа, тебя может фармацевт спросить там: "Это рецептурное, вы знаете?", ты такой: "Угу", она такая: "Хорошо!". (Да). Или там.
35:35 Света:
Да.
35:35 Никита:
- "Вы знаете, что это по рецепту? Вам доктор прописал?" - "Доктор прописал". - "Держите! Ничего не показываешь, ничего не доказываешь, а вот так, на слово.

Вернёмся к тому, как всё это влияет на жизнь

35:49 Никита:
Может быть, вот вернёмся к твоему вопросу существенному. Как это влияет на жизнь? Мы уже упоминали о нашем супер-изи-диалоге, что в мультфильме «Валли» это доведено до абсурда, а может быть и не до абсурда, может быть, это справедливый взгляд на будущее, что такое удобство расхолаживает человека, заставляет его меньше двигаться, становиться менее спортивным, набирать лишний вес, лениться и вообще оказываться сосредоточенным только на себе. Иногда, мне кажется, я такое чувствовал. Иногда мне было приятно специально съездить куда-то, прямо вот поехать, ехать, ходить потом по этому месту, по торговому центру или вот... на радиорынок, кстати, он всё ещё жив, между прочим, я даже ездил за несколько лет до своего отъезда. В этом какое-то отдельное удовольствие. На людей посмотреть, себя показать, походить, пообщаться.
36:42 Света:
Ну, ты знаешь, я не согласна с сравнением с "Валли", потому что в России и между городами, и в самих городах довольно значительные расстояния, и ты явно не идёшь туда пешком. Ты всё равно едешь, и это не прибавляет тебе спортивности, пока ты сидишь, например, в автобусе. Мне как раз кажется, что это, наоборот, удобно, потому что ты заказал, и пока оно там едет, ты можешь выйти погулять, ты можешь сходить в спортзал, поиграть в мяч, не знаю, поделать зарядку. То есть это наоборот освобождает тебе время для того, чтобы побыть с собой или с кем-то ещё, позаниматься какими-то делами, которые не связаны с состоянием в пробках или с тряской в автобусе. Это первое. А второе, что я хотела сказать, что я ненавижу ездить в магазины.
37:40 Света:
Там много людей, они дышат. А ещё вот эти вещи... (Прижимаются). Да, трутся об тебя сумками, задевают. Я ненавижу. Поэтому эти доставки - это было для меня спасением. Мне не нужно было взаимодействовать со всем вот этим белым светом и со всеми людьми на планете, пока я еду в этот магазин. Я жила в городе, и чтобы доехать до большого торгового центра, где много классной одежды, мне нужно было ехать. То есть это была экспедиция на полдня буквально. Ещё одна причина заключается в том, что, ну вот я захожу в магазин, там лежат эти свёрнутые вещи, они висят на вешалках, мне это ни о чём не говорит.
38:23 Никита:
Так.
38:23 Света:
А вот на маркетплейсах, там эти вещи на людях. Ты можешь посмотреть в отзывах, там же люди выкладывают фотки и видео, "вот как эта вещь смотрится". Зачастую то, как она смотрится на реальном человеке, сильно отличается от того, как она смотрится на модели, которая как бы представляет эту вещь, потому что у них там вечно какие-то неестественные позы, ты думаешь: "Встань нормально, опусти все руки, дай я просто посмотрю". Нет, они там как-то согнулись, выгнулись, сели на корточки. Я думаю, как я кофту увижу, если ты сидишь на своих долбанных корточках?" Ну, честное слово. Вот, поэтому... Мне очень нравилось покупать вещи на маркетплейсах, и я ненавидела ездить за вещами вот в такие центры, потому что мне ничего непонятно, душно, мне ещё обратно ехать, я уже есть хочу, я уже злюсь, я устала, люди эти ещё шастают. Ой, нет.
39:20 Никита:
Хорошо, справедливые доводы, они меня убедили. Но раз у нас такая игра, где я нападаю на маркетплейсы, а Света их защищает, следующий выпад: это же толкает людей на импульсивные и чрезмерные покупки, на чрезмерное потребление. И это совершенно точно, об этом многие пишут, и специалисты, и сами люди жалуются, что, мол, "остановите меня". Есть даже мемы, типа: "Ура, пришла зарплата", и там в это время маркетплейс такой: "Иди-ка сюда, иди сюда, малыш", и через день у тебя ничего не осталось от твоих денежек.
39:51 Света:
Нет, это абсолютно справедливо. Ну, что я могу сказать? Ну, удаляйте приложение. Не заходите на этот сайт никогда, не знаю. Поставьте себе в банковском приложении копилку, куда сложите половину зарплаты, чтобы вообще не тратить, не трогать. Но почему я из-за людей, которые импульсивно что-то покупают, должна ехать в другой город за одеждой? Нечестно!
40:14 Никита:
Ну, я с тобой согласен абсолютно, но получается, что, может быть, некоторые дополнительные сложности, связанные с покупками, как бы помогают любому человеку отфильтровать то, что ему действительно нужно от того, что, возможно, не сильно нужно или вовсе не нужно. Как бы осознанное потребление воспитывает в нас.
40:32 Света:
Вот ты едешь в магазин, ты в нём стоишь и принимаешь решение сейчас купить какую-то вещь. А когда ты заказываешь её, она там едет какое-то время, ты думаешь об этом, типа, "Надо мне, не надо, ну, посмотрю, приду, посмотрю". Пока эта вещь едет, ты успеваешь скинуть её друзьям посоветоваться с кем-то, показать родителям, там, не знаю, спросить мнение соседей. А когда ты в магазине, ты как бы сейчас должен принять решение. У меня, например, много раз было такое, что я ехала в магазин, покупала какую-то вещь импульсивно, именно импульсивно. Приезжала домой и думала: "Блин, нафига я это сделала?" А ехать возвращать её уже, блин, сорок минут ехать, чтобы вернуть её? Ну я уже не поеду. И вот я хожу расстраиваюсь, зачем я её купила?
41:22 Никита:
Ну и цены. Всё-таки не могу ничего поделать. Этот самый опыт по выбору подарков своим родным и близким на Новый год вот сейчас, буквально месяц назад, конечно, поразил меня, насколько вот эта суперконкурентная среда приводит к очень выгодным для покупателя ценам, потому что всё стоит просто в разы дешевле и всего очень и очень много.

Бесполезная ностальгия по ценам

41:45 Света:
Так там просто Китай ближе.
41:46 Никита:
Ну, ближе, в том числе и с точки зрения пошлин, надо сказать, дело не только в физическом расстоянии, но ещё и в экономических условиях.

Что НЕ НАДО заказывать с доставкой?

42:01 Света:
Давай вот какие-нибудь лайфхаки дадим. Что ты нашим слушателям посоветуешь не заказывать доставкой?
42:10 Никита:
Учитывая то, что по общим правилам в России практически от всего ты можешь отказаться, почти всё посмотреть, то получается, что, в общем, ни от чего. Ну, я уверен, что это не эксклюзивная история совершенно для нашей страны, но, тем не менее, в России много лет процветает доставка автомобилей из-за рубежа, "бэушных", например. Вот, казалось бы, это уж куда серьёзней. Ну, куда серьёзней ответственность. Ведь речь идёт об очень дорогостоящем продукте. Ну, в принципе, любой автомобиль, даже самый старенький, он дороже, наверняка, чем большинство каких-то китайских поделок, условно говоря, которые ты покупаешь на "Алиэкспресс". Это всё-таки большая покупка.
42:48 Света:
И ты не сможешь... вот его привезли, ты такой: "Не, не нравится, увозите".
42:51 Никита:
Сможешь, кстати, сможешь. Кстати, сможешь, но это скорее, конечно, сильно зависит от конкретной фирмы. То есть там немножко по-другому всё происходит. Там не столь высокая конкуренция, но, тем не менее, она есть. Мотоциклы, кстати, точно так же привозят. Насколько мне известно, яхты так же доставляют и много-много чего ещё. Но ничего страшного. Казалось бы, куда рискованнее, да, придумать операцию? Заказ дорогостоящего, сложного технического изделия, которое изначально, в общем, не новое, без гарантии. Шансы нарваться на ненадлежащего качества продукт очень высоки. Тем не менее, люди продолжают заказывать, им доставляют, и чаще всего люди довольны. Ну, наверное, я не заказывал бы в последний момент еду у непроверенного доставщика для большого важного мероприятия, знаешь, там вот что-нибудь такое. Потому что, ну, как бы, это будет серьёзный провал.
43:51 Света:
Вообще лучше на мероприятия заказывать еду у проверенных...
43:55 Никита:
Совершенно верно, да.
43:56 Света:
Ну вот я, кстати, не заказывала бы ювелирные украшения. Причём я это делаю, но у меня нет выбора. Я заказываю ювелирные украшения для моих родных или близких в подарок. Потому что я не могу поехать в магазин в России и купить их.
44:13 Никита:
Да, или посмотреть.
44:14 Света:
Да, но генерально я бы, если бы у меня была возможность, всё-таки ехала бы сама в ювелирный магазин, потому что я в ювелирных украшениях разбираюсь не очень хорошо. И если по кроссовку я увижу, что там подошва отклеенная или на кофте шов неровный, брак, то если, например, будет какая-то подмена ювелирного украшения, например, очень искусная копия, то я об этом никогда не узнаю. А вообще-то не хотелось бы с таким столкнуться. И, скорее всего, в ювелирном магазине вы с таким не столкнётесь. А вот на маркетплейсах можно попасть в такой просак.

Почему все эти прелести для россиян заканчиваются?

44:56 Никита:
Я ещё в прошлом SuperEasy выпуске анонсировал, что мы также упомянем, почему эта эра, скорее всего, подходит к концу такого изобилия. Поэтому коротко напомним нашим слушателям то, о чём мы уже рассказывали в одном из наших выпусков, что ряд новых законов в России очень серьёзно бьёт по так называемому малому и среднему бизнесу. Прямо сейчас мы читаем множество новостей из России, как закрывается множество интернет-магазинов, частных предпринимателей. То есть очевидно, что эта эпоха расцвета здоровой конкуренции, низких цен, быстрых доставок, ну, если не подходит прямо к концу, то она, конечно, портится. Всё становится тяжелее в этом смысле. С новыми налоговыми и другими санкциями от государства в адрес своих собственных граждан, скорее всего, выживать будут только средне-крупные и совсем крупные компании, а тот самый малый бизнес, который и позволял этому всему как бы пронизывать всё тело огромной страны, в том числе и с быстрыми доставками, и с низкими ценами, и с широким выбором, и с богатыми отзывами...
46:05 Никита:
Вот эта вот суперживая среда становится уже не такой живой. Но как именно это будет, мы будем, в общем-то, наблюдать в прямом эфире. Особенно в ближайший год это станет ярко видно. Прямо сейчас всё это выглядит довольно печально и безрадостно, если честно. Ну что ж, дорогие друзья, мы завершаем наш выпуск. Как всегда, призываем вас писать нам на почту podcasteasyrussian@gmail.com и оставляйте нам аудиосообщения на сайте easyrussian.fm с вашими рассказами о том, как у вас устроены доставки. Может быть, всё, что мы вам рассказывали, для вас абсолютная повседневность. Ну так расскажите нам, дайте нам обратную связь. Мы хоть узнаем, как это работает в ваших странах. Будем очень рады вашим сообщениям и обязательно их зачитаем в одном из следующих выпусков. Ну а на этом мы с вами прощаемся. До новых встреч!
46:54 Света:
Пока!